Композитор Дмитрий Зайцев и его «Универсальная
музыкальная таблица»
Стр. 1
Для чего нужна «Универсальная музыкальная таблица»?
Все тональности на бытовом языке разделяют
на простые и сложные. Простые тональности у нас с меньшим количеством знаков
альтерации при ключе, а сложные тональности – с большим количеством знаков
альтерации при ключе. Вся проблема в практике. Так называемые «сложные»
тональности трудно играются, потому что мышление учащихся в школе плохо
развивается в этом направлении. Нужны определённые навыки скорого мышления во
всех тональностях – без исключения. Кратко можно сказать так: «сложная»
тональность пусть всегда остаётся сложной, но не в такой степени, что её трудно
прочесть. И для этой цели предназначена данная «Универсальная музыкальная
таблица». Абстрактное мышление наших учащихся нужно специально развивать, пока
оно ещё гибко и хорошо поддаётся развитию. А иначе наши «сложные» тональности
всегда будут непреодолимым препятствием в деле.
Стр. 2
О лошади и телеге и об «Универсальной музыкальной
таблице»
Никто не спорит: лошадь располагается
впереди телеги, а телега, следовательно, располагается сзади лошади. Но в нашем
учебном музыкальном деле не просто определить: что есть – лошадь и что есть –
телега. Традиционно обучение в ДМШ построено от музыкальной грамоты к общему
развитию учащихся. Следовательно, «лошадью» в обучении у нас является
музыкальная грамота. А это – ловушка, давний капкан для учащихся. Пока изучаем
музыкальную грамоту, мы теряем драгоценное время. Факт, подбирая с полу шелуху,
мы топчем семя. Длительная ладовая и тональная диета чрезвычайно сковывает
развитие музыкального высотного слуха и мышления учащихся. Я полагаю так, с
первого класса в ДМШ есть возможность и потребность использовать в деле все
тональности. Следует, как мне кажется, в принципе отказаться от тональной и
ладовой диеты в работе с учащимися. Всякая пища хороша в разнообразии. Как это
сделать? – вопрос учительских технологий. Не могу согласиться с тем, что сразу
нельзя играть в тональности - Си мажор. Есть хорошее правило начальной учёбы:
чем больше знаков при ключе, тем меньше нот на нотоносце.
Данная «Универсальная музыкальная таблица»
была изобретена мною не так давно. Люди со стороны часто спрашивают меня:
«Откуда взял таблицу?». Вопрос немного детский и наивный. Поэтому на этот
вопрос нет серьёзного ответа. Но многие люди вообще ничего не спрашивают, и так
прекрасно и скромно воспитаны, что если есть лопата, - работаем лопатой, если
есть трактор, - работаем на тракторе.
Стр. 3
Как сделать и как пользоваться «Универсальной
музыкальной таблицей»?
Сделать таблицу труднее, а пользоваться ёю
много проще. Для того чтобы сделать эту таблицу, нужны точные расчёты в
сантиметрах и определённые материалы. Нужно что-то купить в магазине. Мой
стандарт каждой клетки в таблице – 4 сантиметра. Внутри квадрата круг. У меня стандарт
круга от старой медали. К данной таблице надо иметь сменные шаблоны. Конкретно,
какие - это на усмотрение самого учителя музыки. В своей практике с учащимися
школы я много внимания уделял двум темам: отклонения первой степени родства из
данного мажора и данного минора, а также правописание хроматической гаммы в
мажоре и миноре. Естественно, все учебные действия проводятся в разных
тональностях. И даже в самых далёких и сложных. Более того, в работе мы иногда
затрагиваем виртуальные, несуществующие тональности, то есть тональности с
восемью и более ключевыми знаками альтерации при ключе. Думаю, что это тоже
способствует хорошему развитию абстрактного мышления учащихся.
Стр. 4
Виртуальные тональности и «Универсальная музыкальная
таблица»
Желание затрагивать в отклонениях
виртуальные, несуществующие тональности, не прихоть композитора, а иногда
необходимость простого письма. Для того чтобы не усложнять письмо частой сменой
тональности, композитору иногда проще обозначить отклонение встречным знаком. Например,
тональности до-диез минор и соль-диез мажор находятся в соотношении первой
степени родства. Однако соль-диез мажор виртуальная, условная тональность. При
ключе в соль-диез мажоре должно находиться 8 диезов или один дубль-диез и
остальные диезы. Точно так у нас прибавка на 7 диезов при всяком повышении на
полтона. И прибавка на 7 бемолей при всяком понижении на полтона.
Так, например, по до-мажору мы определяем тональность
до-диез мажор. В До мажоре – ноль знаков альтерации при ключе, а в До диез
мажоре – 7 диезов при ключе. Точно так мы можем построить виртуальную,
несуществующую тональность – До дубль диез мажор. Здесь при ключе было бы 14
диезов или 7 дубль диезов.
Другой пример. Тональность си-мажор – 5
диезов при ключе. Тональность си-бемоль мажор
- 2 бемоля при ключе. Понижаем дальше на полтона. Виртуальная
тональность си-дубль бемоль мажор имела бы при ключе 9 бемолей или 2
дубль-бемоля и остальные бемоли.
О виртуальных тональностях с учащимися можно
вообще не говорить, но это обедняет наше абстрактное мышление и, следовательно,
сдерживает наши возможности в прочтении и толковании многих примеров
классического письма. Недавно я играл «Хор странников» из оперы «Тангейзер» Р.
Вагнера. Начало и окончание пьесы – в Ми бемоль мажоре, а в середине надо долго
разбираться, где мы находимся, потому что много дубль бемолей, и всё указывает
на отклонения в виртуальные тональности. Подобные примеры можно найти в творчестве
многих других композиторов 19 и 20 веков.
Нелишне будет добавить, наша музыкальная
память работает в точном соответствии с нашей квалификацией: При точном
осознании места и действия, память работает лучше. Как правило, каждый
исполнитель не помнит всех деталей пьесы, но играет «пластами», опираясь на
слуховую логику. Тональности и отклонения – это значительные вехи в пути, на
которых обычно опирается память исполнителя. И поэтому каждому исполнителю
желательно знать, где он есть и что делает в данный момент. Я просто убеждён:
абстрактное музыкальное мышление наших учащихся надо развивать значительно
интереснее, больше и лучше того, чем мы
это делаем сейчас.
Стр. 5
Транспонирование диатонических конструкций
Всякую музыкальную конструкцию с отсутствием
встречных ключевых знаков альтерации я называю диатонической. И, наоборот,
всякую музыкальную конструкции со встречными знаками альтерации я называю
хроматической. Так удобно в классификации разных конструкций. По этой
классификации, например, гармонический минор – уже есть хроматический лад, так
как здесь имеется один встречный знак альтерации.
Всякое транспонирование диатонических
конструкций в другие тональности сделать весьма просто. Для этого нужны только
внимание и небольшой расчёт в начале действия. Эта простота действия
объясняется отсутствием встречных знаков альтерации, а ошибиться в интервале
переноса конструкции тоже мало вероятно. К примеру, если производная
тональность находится выше начальной тональности на малую терцию, то и вся музыкальная
конструкция тоже переносится на малую терцию выше. И так далее.
Стр. 6
Транспонирование хроматических конструкций
Хроматические конструкции обычно переносятся
(транспонируются) в два этапа.
На первом этапе перенос конструкции
производится по количественному признаку. К примеру, если в исходной
тональности был какой-то секундаккорд, то и в производной тональности мы
вначале пишем секундаккорд. В интервальном отношении – это секунда и две
последующие терции.
На втором этапе уточняется качественный
состав данного аккорда. К примеру, если это доминантовый секундаккорд, то он
состоит из большой секунды, а дальше – большой и малой терций. И в точном
соответствии интервального состава первоначального аккорда, мы определяем
необходимые знаки альтерации в производном аккорде.
Далее следует уточнить, что
логика действий учащегося и учителя при транспонировании ничем в принципе не
отличается. Только учитель мыслит быстрее, и находит нужное решение быстрее,
чем учащийся. Но опыт – дело наживное.
Тема первая. Натуральный мажор
Пример 1: Тональность - До мажор натуральный. При ключе – 0 знаков.
Интервальное соотношение: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.Пример 2: Тональность – Си мажор. При ключе – 5
диезов. Энгармонический вариант: Тональность – До - бемоль мажор. При ключе – 7
бемолей.Пример 3: Тональность – Си - бемоль мажор. При
ключе – 2 бемоля.